При проведении электрических испытаний руководствуются требованиями ГОСТ 12.3.019-80 "Испытания и измерения электрические. Общие требования безопасности".
При эксплуатации токопроводов и шинопроводов необходимо дополнительно руководствоваться требованиями "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей", "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", "Правил устройства электроустановок", "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок электрических станций и подстанций", "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", ГОСТ 12.2.007.0-75 "Изделия электротехнические,, Общие требования безопасности" и "Правил устройства и безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением".
Оперативное обслуживание может осуществляться единолично или несколькими лицами. Вид оперативного обслуживания, число лиц оперативного персонала в смене или на закрепленной за ним трассе токопровода или шинопровода определяет главный инженер предприятия.
Лица оперативного персонала, единолично обслуживающие токопроводы и шинопроводы, и старшие в смене либо в бригаде, закрепленной за данным энергоблоком или элементом электроподстанции, производящие техническое обслуживание, осмотры и ремонт, должны иметь группу квалификации не ниже IV.
Осмотр токопроводов генераторного напряжения и СИ может производиться: единолично; административно-техническим персоналом с квалификационной группой V; оперативным персоналом с квалификационной группой не ниже III, обслуживающим данные токопроводы или шинопроводы. Список лиц административно-технического персонала, которым разрешается единоличный осмотр, устанавливается распоряжением по предприятию.
Осмотр следует производить на расстоянии, стоя перед перегородками и барьерами. При производстве осмотра токопроводов, шинопроводов одним лицом ему запрещается заходить за перегородки, в отсеки без перегородок.
Особое внимание обращают на отсутствие изменения цвета краски оболочек, особенно в местах примыкания к металлоконструкциям и аппаратам, а также на состояние фильтров вентиляционных установок обдува выводов генератора.
Допускается при необходимости проверка целостности изоляции оболочек мегаомметром у токопроводов и шинопроводов, находящихся под напряжением (нагрузкой). Сопротивление одного узла изоляции, замеренное мегаомметром на напряжение 500 В, должно быть не менее 10 кОм.
В случае выхода из строя трансформаторов СН, возбуждения, трансформаторов напряжения, разрядников и их отката или отсоединения от токопроводов на торцы токопроводов устанавливаются специальные заглушки, входящие в комплект поставки токопроводов. Перед установкой заглушек компенсаторы, шинные перемычки, соединяющие токоведущие шины с выводами аппаратов, демонтируются.
При осмотре обращают внимание на состояние лакокрасочного покрытия; через люки изоляторов с помощью фонарика или зеркала при снятом напряжении осматривают внутреннюю полость. Особое внимание при осмотре внутренней полости обращают на места, где возможно скопление конденсата.
При обнаружении скопления пыли на изоляторах устанавливают причину ее появления, затем устраняют эту причину и протирают все изоляторы.
Встроенные в токопроводы и шинопроводы аппараты обслуживаются по инструкциям на эти аппараты.
В объем технического обслуживания токопроводов и шинопроводов могут быть включены мелкий ремонт электрооборудования и аппаратов, не требующий снятия напряжения; отключение электрооборудования в аварийных ситуациях в соответствии с требованиями ПТЭ и ПТБ и в порядке, предусмотренном местными инструкциями.
Во время осмотров обращается внимание на:
При обнаружении незначительных механических повреждений изоляционных деталей немедленно проверяют электрическую прочность данного элемента токоведущей цепи или электрооборудования и только при положительных результатах проверки разрешают дальнейшую эксплуатацию токопроводов и шинопроводов или их отдельных элементов с соответствующей записью в специальном журнале.
Обнаруженные при осмотре неисправности электрооборудования и аппаратов в токопроводах и шинопроводах, регистрируются в журнале дефектов и неполадок с электрооборудованием. Неисправности необходимо устранить в кратчайший срок. Тщательность проведения указанных выше работ во многом предопределяет дальнейшую эксплуатацию токопроводов и шинопроводов.
Источник статьи: К.И. Дорошев Токопроводы и шинопроводы для электростанций и подстанций, Москва Энергоатомиздат, 1996