Пожарная безопасность и огнестойкость шинопроводов

По сравнению с кабелем, пожарная нагрузка шинопровода значительно ниже, в его конструкции примерно 85% составляет металл (оболочка и проводники) и около 15% приходится на изоляцию, которая не поддерживает горение.

Система шинопроводов используется в том случае, когда нужно обеспечить электроэнергией большое количество потребителей (оборудования) с высокой мощностью. Термином «шинопровод» называют жесткий токопровод на номинальное напряжение до 1 кВ, поставляемый отдельными секциями в заводском исполнении. Параметры его огнестойкости обычно указываются в сертификате. Максимальное время, на которое рассчитана огнестойкая проходка шинопровода – 180 минут (3 часа).

Показатели и классы пожарной опасности кабельных изделий

Шинопроводы пожароопасны в ситуации, когда материалы, из которых они изготовлены, могут выделять токсичный газ и дым при температуре пожара или поддерживать горение. Классификация пожарной опасности указана в ГОСТ Р 53315-2009. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности:

  1. ПРГО 1 – ПРГО 2 – Предел распространения горения одиночным кабельным изделием.
  2. ПРГП 1 – ПРГП4 – Предел распространения горения кабельного изделия при групповой прокладке.
  3. ПО 1 – ПО 8 – Предел огнестойкости кабельного изделия в условиях воздействия пламени.
  4. ПКА 1 – Показатель коррозионной активности продуктов дымогазовыделения при горении и тлении полимерных материалов кабельного изделия.
  5. ПТПМ 1 – ПТПМ 4 – Показатель токсичности продуктов горения полимерных материалов кабельного изделия.
  6. ПД 1 – ПД 4 – Показатель дымообразования при горении и тлении кабельного изделия.

Особенности огнестойкости кабелей

ГОСТ Р МЭК 60331-11-2003 регламентирует метод испытания, при котором определяется время, на протяжении которого кабель может выполнять свои функции (передавать энергию).

Испытания проходят при температуре 750 °C.

Требования пожарной безопасности к проходам шинопроводов

В случае, если шинопровод проходит через строительную конструкцию с нормируемым пределом огнестойкости, должны быть соблюдены следующие требования:

  1. Шинопровод ограждают огнестойкой конструкцией для предупреждения распространения огня в месте прохода (кожух из минеральной ваты или силикатных плит).
  2. Порядок проведения испытаний регламентируется ГОСТ Р 53310-2009 «Проходки кабельные, вводы герметичные и проходы шинопроводов. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний на огнестойкость».
  3. Для осуществления испытаний шинопровод встраивают в стену огневой камеры (рост температуры указан в табл. 2 ГОСТ 30247.0-94).

Конструкция шинопроводов и устройство пожаробезопасных проходов между помещениями

  1. Размещение в недоступном для персонала месте (по правилам ПУЭ на высоте не меньше 3,5 м над уровнем пола).
  2. Выполнение – в виде неизолированных пластин, закрепленных через изоляторы к поддерживающим конструкциям, или как изолированные по всей длине пластины, помещенные в защитные коробы из стали, алюминия или другого металла.
  3. Секции при проходе через строительную конструкцию заполняют изолирующим веществом, негорючим и расширяющимся при нагревании.
  4. Обустройство огнезащитных проходов регламентируется ГОСТ Р 53310-2009.

Особенности шинопроводов с точки зрения огнестойкости

Свойства металла ограничивают его применение по допустимым нагрузкам. При использовании для оборудования высотных зданий или питания пожарных лифтов силовые линии могут выйти из строя уже через 10-15 мин. В чистом виде алюминий – это мягкий и непрочный металл, который плавится при температуре 600°C и имеет низкий предел текучести. Удельное сопротивление алюминия – 0,028 Ом*мм2/м.

При изготовлении электропроводников этот металл используется чаще всего, даже при температуре 500°C проводник работает продолжительное время. Замыкание и нарушение электроснабжения может случиться в том случае, если защитный короб изготовлен из магний-алюминиевого сплава, так как он расплавляется раньше. Среди металлов неблагородной группы именно у меди самое низкое удельное сопротивление 0,017 Ом*мм2/м.

Отличаются высоким удельным сопротивлением (0,1 Ом*мм2/м) и температурой плавления (1300-1500°C). Стальные шинопроводы используются редко.

Какие выводы можно сделать

  1. На сегодняшний день в РФ нет четких стандартов по испытанию шинопроводов на огнестойкость и безопасность.
  2. Температурные режимы испытаний отличаются из-за «двойственной» природы шинопровода – он является одновременно электротехническим изделием и строительной конструкцией.
  3. Огнестойкие решения при проектировании шинопроводов стоит применять в той части, которая обслуживает системы, где должна обеспечиваться пожарная безопасность.
  4. Критически важных потребителей не следует обеспечивать электричеством, используя алюминиевые провода.
  5. При обустройстве огнезадерживающих проходов должна учитываться внутренняя структура закрытых шинопроводов, наличие пустот может снизить степень защиты.