Пожарная безопасность и огнестойкость шинопроводов
По сравнению с кабелем, пожарная нагрузка шинопровода значительно ниже, в его конструкции примерно 85% составляет металл (оболочка и проводники) и около 15% приходится на изоляцию, которая не поддерживает горение.
Система шинопроводов используется в том случае, когда нужно обеспечить электроэнергией большое количество потребителей (оборудования) с высокой мощностью. Термином «шинопровод» называют жесткий токопровод на номинальное напряжение до 1 кВ, поставляемый отдельными секциями в заводском исполнении. Параметры его огнестойкости обычно указываются в сертификате. Максимальное время, на которое рассчитана огнестойкая проходка шинопровода – 180 минут (3 часа).
Показатели и классы пожарной опасности кабельных изделий
Шинопроводы пожароопасны в ситуации, когда материалы, из которых они изготовлены, могут выделять токсичный газ и дым при температуре пожара или поддерживать горение. Классификация пожарной опасности указана в ГОСТ Р 53315-2009. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности:
- ПРГО 1 – ПРГО 2 – Предел распространения горения одиночным кабельным изделием.
- ПРГП 1 – ПРГП4 – Предел распространения горения кабельного изделия при групповой прокладке.
- ПО 1 – ПО 8 – Предел огнестойкости кабельного изделия в условиях воздействия пламени.
- ПКА 1 – Показатель коррозионной активности продуктов дымогазовыделения при горении и тлении полимерных материалов кабельного изделия.
- ПТПМ 1 – ПТПМ 4 – Показатель токсичности продуктов горения полимерных материалов кабельного изделия.
- ПД 1 – ПД 4 – Показатель дымообразования при горении и тлении кабельного изделия.
Особенности огнестойкости кабелей
ГОСТ Р МЭК 60331-11-2003 регламентирует метод испытания, при котором определяется время, на протяжении которого кабель может выполнять свои функции (передавать энергию).
Испытания проходят при температуре 750 °C.
Требования пожарной безопасности к проходам шинопроводов
В случае, если шинопровод проходит через строительную конструкцию с нормируемым пределом огнестойкости, должны быть соблюдены следующие требования:
- Шинопровод ограждают огнестойкой конструкцией для предупреждения распространения огня в месте прохода (кожух из минеральной ваты или силикатных плит).
- Порядок проведения испытаний регламентируется ГОСТ Р 53310-2009 «Проходки кабельные, вводы герметичные и проходы шинопроводов. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний на огнестойкость».
- Для осуществления испытаний шинопровод встраивают в стену огневой камеры (рост температуры указан в табл. 2 ГОСТ 30247.0-94).
Конструкция шинопроводов и устройство пожаробезопасных проходов между помещениями
- Размещение в недоступном для персонала месте (по правилам ПУЭ на высоте не меньше 3,5 м над уровнем пола).
- Выполнение – в виде неизолированных пластин, закрепленных через изоляторы к поддерживающим конструкциям, или как изолированные по всей длине пластины, помещенные в защитные коробы из стали, алюминия или другого металла.
- Секции при проходе через строительную конструкцию заполняют изолирующим веществом, негорючим и расширяющимся при нагревании.
- Обустройство огнезащитных проходов регламентируется ГОСТ Р 53310-2009.
Особенности шинопроводов с точки зрения огнестойкости
Свойства металла ограничивают его применение по допустимым нагрузкам. При использовании для оборудования высотных зданий или питания пожарных лифтов силовые линии могут выйти из строя уже через 10-15 мин. В чистом виде алюминий – это мягкий и непрочный металл, который плавится при температуре 600°C и имеет низкий предел текучести. Удельное сопротивление алюминия – 0,028 Ом*мм2/м.
При изготовлении электропроводников этот металл используется чаще всего, даже при температуре 500°C проводник работает продолжительное время. Замыкание и нарушение электроснабжения может случиться в том случае, если защитный короб изготовлен из магний-алюминиевого сплава, так как он расплавляется раньше. Среди металлов неблагородной группы именно у меди самое низкое удельное сопротивление 0,017 Ом*мм2/м.
Отличаются высоким удельным сопротивлением (0,1 Ом*мм2/м) и температурой плавления (1300-1500°C). Стальные шинопроводы используются редко.
Какие выводы можно сделать
- На сегодняшний день в РФ нет четких стандартов по испытанию шинопроводов на огнестойкость и безопасность.
- Температурные режимы испытаний отличаются из-за «двойственной» природы шинопровода – он является одновременно электротехническим изделием и строительной конструкцией.
- Огнестойкие решения при проектировании шинопроводов стоит применять в той части, которая обслуживает системы, где должна обеспечиваться пожарная безопасность.
- Критически важных потребителей не следует обеспечивать электричеством, используя алюминиевые провода.
- При обустройстве огнезадерживающих проходов должна учитываться внутренняя структура закрытых шинопроводов, наличие пустот может снизить степень защиты.